ТАНЦУЙ, ПОКА МОЛОДОЙ
Впервые я увидел его несколько лет назад на танцполе ночного клуба «Барракуда» в Бердянске (Украина). Уже тогда переваливший за семьдесят, Мэтью Люти бодро зажигал в окружении молодых девах и был единственным представителем своего поколения среди обитателей заведения. Был ещё больше удивлён, когда узнал, что тот иностранец…
Как выяснилось, вместо фешенебельных курортов Испании и Кипра, Мэт неизменно выбирал провинциальный Бердянск, называл его жемчужиной Азовского моря, каждый год приезжал именно туда и зависал до наступления холодов.
По происхождению швейцарец, большую часть жизни он провёл в Великобритании. Когда-то были семья и бизнес. В больших объёмах выращивал зелень и овощи, которые поставлял в лондонские рестораны. За достижения в профессиональной деятельности даже удосужился попасть на обложку журнала The Sunday Times Magazine.
…Супругу похоронил, дочь выросла и уехала жить в Новую Зеландию. Оказавшись в статусе одинокого пенсионера, ненужного обществу, Мэт не согласился тихо доживать перед телевизором в пригороде. Распродал всю «движимость» и недвижимость и покинул Туманный Альбион. Со временем его жизнь выстроилась по схеме: тёплую часть года проводил на Украине, а на зиму улетал к дочери в Южное полушарие.
— Знаешь, Мэт, я был удивлён, когда встретил тебя на дискотеке, — делился впоследствии впечатлениями, — наши мужики в твоём возрасте — отработанный материал: либо копаются на дачных участках, либо лежат на кладбище.
Тот смеялся:
— Наши тоже. Это просто я такой особенный. У меня была довольно тяжёлая жизнь, так много вкалывал и мало отдыхал, ограничивая себя, что когда наконец вышел на пенсию, пустился во все тяжкие и сейчас навёрстываю упущенное.
Он критиковал западное устройство экономики, ориентированное на вечную гонку за прибылью, бесконечный труд, борьбу за выживание. Ругал систему, выжимающую все соки из человека. Был недоволен массовой закредитованностью населения и высоким налогообложением. Всем тем, что превращает гражданина в раба.
— Они облагают адским налогом любую твою собственность будь то земля, дом, квартира, машина… Сковывают тебя по рукам и ногам. Я всё распродал к чёртовой матери! Теперь свободен и никому ничего не должен.
Позитивный, жизнерадостный, с чувством юмора, был звездой Бердянска, местной знаменитостью, магнитом для молодёжи. Когда шёл с ним по улицам города, парни и девушки постоянно здоровались и интересовались, как у него дела. Каждый желал с ним пообщаться!.. И не удивительно: Украина стала его второй родиной. Он был очарован тёплым климатом, живописной природой, простыми, гостеприимными и сердечными людьми…
Мэт был джентльменом, для которого честь женщины не пустой звук. Как-то после дискотеки за нашей компанией увязался местный мачо, который явно был под градусом. Его целью была эффектная блондинка, наша подруга, которая к тому же состояла в паре. Никак не могли отвязаться от него. Причём девушка говорила прилипале напрямую, что не свободна и нет никакого желания общаться и принимать его в тусовку. Когда все словесные аргументы были исчерпаны, именно Мэтью полез в драку с надоедливым кавалером…
Когда пришли в гостиницу, та, рассержаная, вся на эмоциях, никак не могла успокоиться и ещё полночи пилила своего партнёра: «Ты ничего не сделал! Ты просто стоял! Тот мог меня изнасиловать, а ты бы и пальцем не пошевелил! Разве ты мужчина после этого?! Настоящий мужчина — это Мэтью! Если бы не он…»
Мэт признавал, что по-настоящему начал жить только, когда вышел на пенсию. Однако стало подводить здоровье… Два года подряд мы встречались на курорте. На третье лето попросил не приезжать: «Дима, ты разве хочешь слушать моё молчание? У меня полностью отнялся дар речи».
Дело в том, что у Мэтью начала прогрессировать некая нейронно моторная дисфункция мозга. Причём доктора никак не могли выявить причину. Была пройдена куча тестов, взято на исследование множество анализов, но медики так и не выяснили, почему это происходит. Назначенное лечение не помогало. Постепенно недуг поразил шею и глаза…
Для него, любящего людей и общение, это стало трагедией.
Дочь определила отца в хоспис Pilgrims в графстве Кентербери, где тот тихо угасал. Последние месяцы уже был не в состоянии переписываться в «Фейсбуке». Та зачитывала ему вслух сообщения и пожелания от друзей со всего мира…
Умер 29 июня этого года.
Увековечен под своим именем в моём романе «Под солнцем Лилит».
#бердянск #дружба #вечномолодой #светлаяпамять #земляпухом